ЮАР: Культура

Культура

Культура ЮАР - это молодая и эклектичная культура, ведь свой вклад внесли представители десятков народов и всех мировых религий.

Культура ЮАР - это молодая и эклектичная культура, ведь свой вклад внесли представители десятков народов и всех мировых религий. При этом формирование культурных традиций шло в условиях постоянных конфликтов - социальных, идеологических, военных.

До наших дней дошли наскальные росписи первобытных людей и фольклор бушменов, однако в основе южноафриканской культуры лежат европейские традиции Нового времени. Вместе с голландцами в середине XVII века в Южную Африку проникли идеалы протестантства. Традиционные церкви с аскетичными интерьерами, опрятные белые и светло-желтые дома, небольшие аккуратные сады и дороги - все это сегодня можно видеть во многих городах ЮАР. Голландская литература, превратившаяся позже в литературу бурскую, не явила миру великих писателей и поэтов, однако считается, что именно бурам принадлежат наиболее лиричные описания пасторального быта колонистов и их впечатлений от освоения новых земель. Значимость их словесности для всей южноафриканской культуры подчеркивает Памятник языку африкаанс, возведенный в Паарле. Голландцы же первыми занялись живописью в ЮАР.

С начала XIX века в регионе стали доминировать англичане. Крупнейшие памятники архитектуры и прозы имеют британское происхождение. Наибольшего расцвета искусство британских колонистов достигло в конце XIX века. Именно к этому периоду относятся многие монументальные здания в Кейптауне (периферийный "викторианский стиль") и наиболее известные романы и повести. В Южную Африку все чаще стали приезжать деятели искусств и науки.

Вместе с британцами в ЮАР попали индийцы и малайцы. Выходцы из Азии построили первые мечети и симпатичные кварталы с цветными домами. Крупнейший из них - Бо-Каап в Кейптауне - сегодня является одной из главных достопримечательностей Кейптауна.

XIX век - это еще и расцвет зулусов и коса. Эти африканские народ был настолько сильны в 1810-1840-х гг., что по сей день именно их музыка и танцы лежат в основе выступлений многих местных творческих групп. Более того, костюмы зулусов и коса используются и народами других стран - в Ботсване, Зимбабве, Намибии актеры и певцы часто используют символические орудия и маски южноафриканских племен.

XX век - это век противоречий. Рост самосознания привел к интересу к примитивным и традиционным искусствам Африки. Сначала художники, музыканты, поэты африканского вынуждены были бороться с цензурой, позже уже представители белого населения стали преодолевать препятствия на пути самовыражения. Так тема свободы и национальной идентичности стала главной темой всего южноафриканского искусства. Скульпторы, ландшафтные дизайнеры, уличные музыканты - все они и сегодня обращаются к идеалам независимости и равенства.

В последней четверти XX века ЮАР стала испытывать влияние наднациональных веяний и трендов, причем влияние это оказалось по большей части положительным - в страну пришло большое кино, местные фестивали, регаты, пробеги быстро стали популярными и престижными. Бурный подъем в конце двадцатого столетия испытал и южноафриканский спорт. Международное признание получили местные виноделы.

Сегодня в стране целых 11 государственных языков, а флаг ЮАР содержит аж 6 цветов, что лишь подчеркивает разнообразие и сложную судьбу местных традиций.